Четверг, 09.05.2024, 03:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Форма входа

Научно-методическая разработка "Технология проблемно-диалогического обучения"

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Технология  проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

 Содержание

 1. Введение
2. Понятие проблемно-диалогического обучения
3. Технология постановки учебной проблемы
4. Технология поиска решения учебной проблемы
5. Особенности проблемного диалога на уроках литературы 
6. Заключение
7. Список литературы
8. Приложения 
 

Введение

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию.[1] Современное  образование должно стать процессом личностного развития. Это отмечал и Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, утверждая, «что школьное обучение должно способствовать  личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»[2].

Задача педагога – не преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами.

Конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей. [3]

Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной позиции обучающегося. Личностно-ориентированные технологии нацелены на развитие субъектной позиции, мировоззрения, способности к самостоятельному выбору и определению смысла деятельности, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, воспитание умения адаптироваться в быстро меняющихся социальных, экономических и технологических условиях. [4]

Образовательное пространство становится развивающим, если:1) мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;2) создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;3) создавать среду для развития мыслительных способностей ученик  через овладение определенными мыслительными операциями;4) строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;5) построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;6) обеспечивается организация  поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;7) проектируется  с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется  перевод в зону ближайшего развития.

Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической, деятельностной, рефлексивной.

Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Этот проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым, Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных – Бунеевым Р. Н., Вахрушевым А. А., Горячевым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А. и другими, целиком построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях последних лет и полностью учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия.  Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Именно поэтому я предпочла традиционным программам образовательную программу «Школа 2100» и на личном опыте убедилась в результативности проблемно-диалогического обучения.

Цель данной научно-методической разработки – раскрытие возможности проблемно-диалогического обучения как средства формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности. 

Задачи:   раскрытие понятия «проблемно-диалогическое обучение»;  представление технологии постановки учебной проблемы и поиска решения на уроках русского языка и литературы, подкреплённое примерами из собственного опыта работы по данной технологии; доказательство результативности технологии путём исследований качества обученности учащихся и уровня их мотивации к изучению русского языка и литературы. 

Новизна работы состоит в представлении собственного опыта работы по технологии проблемно-диалогического обучения 

Практическая значимость заключается в возможности использования практической части работы, разработанной и апробированной автором, учителями русского языка и литературы, стремящимися создать на уроках проблемно-развивающую среду.

Читать разработку полностью

 Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы (презентация) 


Учебные презентации скачать бесплатно
Поиск
  • МБОУ СОШ №2 г. Усинска
  • МАОУ СОШ №3 УИОП г. Усинска
  • МАОУ СОШ №4 УИОП г. Усинска
  • МБОУ СОШ №5 г. Усинска
  • МБОУ СОШ №6 г. Усинска