Четверг, 09.05.2024, 01:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Форма входа

Исследовательская работа

Исследование  интеллектуально-творческих способностей обучающихся

по проблемно-диалогической  и традиционной системам обучения

Содержание

1.Введение

2.Сравнительная характеристика проблемно-диалогического и традиционного обучения

3. Практическая часть. Исследование  развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложения




Введение

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию.[1] Современное  образование должно стать процессом личностного развития. Это отмечал и Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, утверждая, «что школьное обучение должно способствовать  личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»[2].

В современных школах новые цели образования достигаются  разными способами: одни педагоги используют в своей работе традиционные образовательные технологии,  другие – внедряют инновационные технологии: исследовательские (проблемно-поисковые), коммуникативные (дискуссионные), имитационного моделирования (игровые), психологические,  деятельностные, рефлексивные.

Одной из основных технологий, лежащих в основе традиционной педагогики, является объяснительно-иллюстративное обучение.  Одной из наиболее универсальных инновационных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения.

   Цель данной исследовательской работыизучение уровня развития интеллектуально-творческих способностей школьников, обучающихся в различных образовательных системах: инновационной (проблемной) и традиционной (объяснительно-иллюстративной). Объектом исследования явилось формирование интеллектуально-творческих способностей личности школьников в условиях различных систем обучения. Предмет исследования - развитие интеллектуальных, творческих способностей и мотивации учения обучающихся по традиционной системе и по программе «Школа – 2100», в основе которой лежит технология проблемно-диалогического обучения. В процессе исследования мною сопоставлены уровни интеллектуального и творческого развития обучающихся двух шестых классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов»,  обучающихся по разным образовательным программам с первого класса.  Гипотеза исследования:  проблемно-диалогическое обучение в большей степени, нежели традиционное, развивает мыслительные способности обучающихся, обеспечивает прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности, способствует формированию мотивации достижения успехаЗадачи исследования: 1. Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного обучения и технологии проблемно-диалогического обучения на основе анализа научной литературы. 2. Выделение конкретных параметров сравнения интеллектуального и творческого развития школьников, обучающихся по традиционной программе и по программе «Школа – 2100». 3. Выбор адекватных параметрам сравнения диагностических методик и проведение экспериментального исследования особенностей личностного развития обучающихся традиционной и инновационной систем обучения. 4.  Обработка экспериментальных данных, их качественный анализ. 5. Сравнительное описание особенностей интеллектуально-творческого развития школьников в условиях двух данных систем обучения на основании полученных экспериментальных данных. Методы исследования: в качестве организационного был применен сравнительный метод исследования; использовались эмпирические методы (наблюдение, тестовый метод), методы обработки научных данных (метод анализа научной литературы, количественные математико-статистические методы и качественный анализ экспериментальных данных). Для экспериментального исследования были отобраны адекватные целям исследования, широко применяющиеся в научных и диагностических целях методики исследования способностей. Этапы исследования: 1. Анализ научной (психологической, педагогической, методической) литературы по проблеме исследования. Анализ программ и учебников данных систем обучения, выбор критериев экспериментального сравнительного исследования. 2. Планирование и организация эксперимента, подбор адекватных методов и методик экспериментального исследования. 3. Проведение диагностических процедур. 4. Обработка и анализ экспериментальных данных. 5. Обобщение и интерпретация полученных экспериментальных данных, формулирование выводов работы.



[1]. Шеболкина Е. П. Личность в межкультурной коммуникации, Сыктывкар, 2002 год, стр. 51.

[2]  http: // президент РФ


Читать работу полностью

Учебные презентации скачать бесплатно
Поиск
  • МБОУ СОШ №2 г. Усинска
  • МАОУ СОШ №3 УИОП г. Усинска
  • МАОУ СОШ №4 УИОП г. Усинска
  • МБОУ СОШ №5 г. Усинска
  • МБОУ СОШ №6 г. Усинска