ПРОГРАММА
воспитательной работы в классе
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
на 2011-2013 годы для обучающихся 8–9 классов
Составитель: Светлова Екатерина Михайловна, классный руководитель
Паспорт программы
Наименование программы: «Новое поколение»
Срок реализации программы: 2011г. – 2013 г.
Цели и задачи программы:
Цель: Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Задачи:
- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
- Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
- Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию,
самосовершенствованию.
- Формирование культуры здоровья.
Перечень основных направлений:
- Гражданско-патриотическое воспитание: «Я – гражданин
России»
- Нравственное воспитание: «Я - человек и личность»
- Экологическое воспитание: «Я отвечаю за окружающий мир»
- Физическое воспитание и формирование стремления к здоровому образу жизни: «Счастливо жить - здоровым быть»
- Эстетическое воспитание: «Традиции храня и умножая».
- Трудовое воспитание и профессиональное ориентирование: «Путь в мир профессий»
- Ученическое самоуправление
Пояснительная записка.
Воспитание – великое
дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной необходимо создать в школе благоприятные условия. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система.
Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.
Но в процессе
своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия не только со
стороны школы, но и семьи, сверстников, средств массовой информации. Поэтому
особая роль в осуществлении целей и задач воспитания должна быть отведена
классному руководителю.
Воспитание состоит не в прямом
воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Отношения
должны быть основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой
деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на
заботу друг о друге и окружающих.
Воспитательная система класса –
это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого
количества элементов.
Приоритетным
смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание
духовно-нравственных качеств личности, отвечающих представлениям об истинной
человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности
и патриотизма.
Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной
гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.
Основные принципы программы воспитания «Новое поколение».
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип
целостности в воспитании.
Необходимо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Забота о здоровье воспитанника, физическом и духовном, есть крайне важная общественная задача классного руководителя.
Принцип воспитания творческой личности .
Все дети талантливы, только талант у каждого
свой, но его надо раскрыть. Поэтому исходная позиция классного руководителя к
воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие
его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил
ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип
опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип
предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это
обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений,
складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок
ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным
руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята
вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной
жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях
сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое
самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая
развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения
общественно значимых целей.
Принцип
воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений
для достижения цели.
В
гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок,
поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое
подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой
самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать
в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для
достижения целей и их реализации.
Принцип сотрудничества.
Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Программа рассчитана на период 2011-2013 годы.
Научно-методическое обеспечение
программы воспитания «Новое поколение»
Библиотечка методической, научно-популярной литературы, материалы периодических
изданий по всем направлениям воспитательной работы. Сотрудничество со всеми
школьными службами: социально-психологической, медицинской,
административно-хозяйственной. Сотрудничество с организациями и учреждениями,
расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного
образования, спортивными организациями и т.д.
Этапы. Сроки. Класс. Задачи
этапа.
1 этап 2011 – 2012 г.
8 кл.
1. Развитие творческой активности,
создание условий для ее проявления.
2. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим.
3. Формирование у обучающихся навыков самопознания, самовоспитания,
самосовершенствования.
4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
2 этап 2012 -2013 г. 9 кл.
1. Формирование стремления к
развитию и совершенствованию своих творческих способностей.
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается
периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность
в его работе, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- вариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать
в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать
гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления -
формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все
учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных
вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание:
• избирает актив класса;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в
классе является актив класса, возглавляемый старостой класса.
Староста класса выбирается путем
открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало
более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем
составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и
общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для
подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение
поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году
классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую
учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, актив класса состоит из следующих должностей:
1. Заместитель старосты. Он помогает старосте выполнять основную работу и заменяет его в случае болезни.
2. Художники-оформители. Оформляют классный уголок, поздравительные открытки и плакаты, предметные газеты.
3. Организаторы. Способствуют культурному и содержательному проведению досуга, организуют культурно-массовые мероприятия в классе, отвечают за организацию интеллектуальных игр, конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы. Принимают участие в подготовке к общешкольным мероприятиям.
4. Спортивный сектор. Формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе
5. Сектор «Образование». Отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Осуществляет помощь классному руководителю в проверке дневников.
6. Сектор «ОПТ»
(общественно-полезный труд). Организуют дежурство по классу, школе и столовой.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский
комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым
голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на
один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.
Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного
коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении
учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет
решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования
навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того,
деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу
классного руководителя.
Примерная тематика классных часов
Воспитательная работа в классе
строится по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание
«Я – гражданин России»
8 класс
1. «Республике Коми – 90 лет». Классный час
2. «День Народного единства. Что мы празднуем?» Беседа
3. «Я имею право на…» Дискуссия
4. «Афганистан – наша память и боль». Классный
час
5. "Я ребенок – я гражданин". Классный час
6. «Поговорим об ответственности». Правовая беседа
7. «Люди мира, на минуту встаньте!» Литературно-музыкальная композиция
9 класс
1 «Конституция – закон жизни». Классный час.
2. "Человек и закон". Деловая игра
3. «Через века, через года, помните…» Урок мужества
4. «За честь страны!» Итоги летней олимпиады в Лондоне.
5. «Знай и люби свой край». Классный час.
6. «Именем святой Екатерины». Игра
«Колесо истории».
Нравственно-эстетическое
воспитание
«Я - человек и личность»
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
8 класс
1. «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» Беседа.
2. «Я и учитель». Диспут.
3. «Внешний облик и внутренний мир». Диспут.
4. «Как вести себя в конфликтных ситуациях?» Практикум.
5. «Музыка и мы». Дискуссия.
6. «Гость в доме – хозяину
радость». Ролевая игра.
9 класс
1. «Что такое интеллигентность?» Урок нравственности.
2. «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». Беседа.
3. «Весенний калейдоскоп». Праздник, посвящённый 8 марта.
4. «Поощрение и наказание в семье». Беседа.
5. «Карманные деньги» Дискуссия.
6. «Десять Заповедей – основа нравственности человечества». Урок нравственности.
7. «Секреты Золушки». Конференция идей.
8. «Язык, мимика, жесты как средства общения». Беседа.
9. «Русские посиделки». Праздник
Экологическое воспитание
«Я отвечаю за окружающий мир»
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому
под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и
поведения, гармоничного с природой.
8 класс
1. «Берегите эти земли, эти воды». Классный час.
2. «Экологическая тропа». Заочное путешествие по заповедникам Республики Коми.
3. «Внимание: бытовые отходы!» Классный час.
4. «Цивилизация - начало борьбы с природой» Беседа.
5. «Цветы в жизни человека» Классный час.
9 класс
1. «В защиту матери-земли». Классный час.
2. «Цивилизация - начало борьбы с природой». Беседа.
3. «И я – природа». Беседа.
4. «День воды». Классный час.
5. «Чернобыльская катастрофа». Урок памяти.
6. «Нет дерева сердцу милее». Литературно-музыкальная композиция.
Физическое воспитание и здоровый
образ жизни
«В здоровом теле – здоровый дух».
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной
деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку
гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть
образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность,
знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
8 класс
1. «Я выбираю здоровье». Беседа.
2. «Суд над сигаретой». Деловая игра.
3. «О вкусной и здоровой пище». Беседа.
4. «Как уберечься от гриппа?» Классный час.
5. «Формула здоровья». Дискуссия.
6. «Спид – болезнь 21 века». Беседа.
7. «Загар – польза или вред?» Диспут.
9 класс
1. «Не сломай судьбу свою». Классный час.
2. «Человек и наркотики». Классный час.
3. «Биологические добавки». Беседа.
4. «Коктейль здоровья». Практикум.
5. «Стресс в нашей жизни». Тренинг.
6. «Наследственные болезни». Классный час.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
8 класс
1. «Новое время — новые профессии». Классный час.
2. «Влияние темперамента на выбор профессии». Беседа, тренинг.
3. «Как определить своё призвание». Тестирование.
4. «Путешествие в Город мастеров». Классный час.
5. Внеклассное мероприятие: «Кулинарный поединок».
6. «Профессии моих родителей». Беседа.
9 класс
1. «В поисках будущей профессий». Классный час.
2. «Сто дорог — одна твоя». Беседа.
3. «Труд в нашей жизни». Беседа.
4. «Я б в ….. пошёл, пусть меня научат..» Тренинг.
5. Экскурсия в техникум.
Критерии и способы изучения
эффективности программы воспитания.
Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение»
целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности
программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою
позицию.
Предполагаемые результаты.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
• Умение и навыки самопознания,
самовоспитания, саморазвития.
• Активная гражданская позиция.
• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к
своему здоровью и здоровью окружающих.
• Творческий подход к любому делу.