Коренные изменения в жизни национальных республик, приобретение ими суверенитета, возросшая ответственность перед будущими поколениями за сохранение самобытной национальной культуры, истории, литературы вызвали особый интерес к проблемам функционирования национальных языков, развития и взаимодействия культур народов нашей страны.
Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Этнокультурная направленность образования в Республике Коми является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры коми народа, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.
Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:
♦ любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;
♦ осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества как мирового сообщества, труда, науки и творчества;
♦ умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни деятельности, применять полученные знания на практике;
♦ социальную активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством;
♦ уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать в целях достижения общих результатов;
♦ осознание необходимости выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
♦ понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Следуя Концепции образования этнокультурной направленности в Республике Коми, я реализую национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта на уроках литературы, работаю по дополнительной образовательной программе «Литература Коми края», разработанной мною с учётом республиканского компонента государственного стандарта общего образования по литературе.