Исследование интеллектуально-творческих способностей обучающихся
по проблемно-диалогической и традиционной системам обучения
Содержание
1.Введение
2.Сравнительная характеристика
проблемно-диалогического и традиционного обучения
3. Практическая часть. Исследование развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложения
Введение
В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию.[1] Современное образование должно стать процессом личностного развития. Это отмечал и Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, утверждая, «что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»[2].
В современных школах новые цели образования достигаются разными способами: одни педагоги используют в своей работе традиционные образовательные технологии, другие – внедряют инновационные технологии: исследовательские (проблемно-поисковые), коммуникативные (дискуссионные), имитационного моделирования (игровые), психологические, деятельностные, рефлексивные.
Одной
из основных технологий, лежащих в основе традиционной педагогики, является объяснительно-иллюстративное обучение.
Одной
из наиболее универсальных инновационных технологий, применимых на разных
ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является
технология проблемно-диалогического обучения.
Цель данной исследовательской работы – изучение уровня развития интеллектуально-творческих способностей школьников, обучающихся в различных образовательных системах: инновационной (проблемной) и традиционной (объяснительно-иллюстративной). Объектом исследования явилось формирование интеллектуально-творческих способностей личности школьников в условиях различных систем обучения. Предмет исследования - развитие интеллектуальных, творческих способностей и мотивации учения обучающихся по традиционной системе и по программе «Школа – 2100», в основе которой лежит технология проблемно-диалогического обучения. В процессе исследования мною сопоставлены уровни интеллектуального и творческого развития обучающихся двух шестых классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов», обучающихся по разным образовательным программам с первого класса. Гипотеза исследования: проблемно-диалогическое обучение в большей степени, нежели традиционное, развивает мыслительные способности обучающихся, обеспечивает прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности, способствует формированию мотивации достижения успеха. Задачи исследования: 1. Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного обучения и технологии проблемно-диалогического обучения на основе анализа научной литературы. 2. Выделение конкретных параметров сравнения интеллектуального и творческого развития школьников, обучающихся по традиционной программе и по программе «Школа – 2100». 3. Выбор адекватных параметрам сравнения диагностических методик и проведение экспериментального исследования особенностей личностного развития обучающихся традиционной и инновационной систем обучения. 4. Обработка экспериментальных данных, их качественный анализ. 5. Сравнительное описание особенностей интеллектуально-творческого развития школьников в условиях двух данных систем обучения на основании полученных экспериментальных данных. Методы исследования: в качестве организационного был применен сравнительный метод исследования; использовались эмпирические методы (наблюдение, тестовый метод), методы обработки научных данных (метод анализа научной литературы, количественные математико-статистические методы и качественный анализ экспериментальных данных). Для экспериментального исследования были отобраны адекватные целям исследования, широко применяющиеся в научных и диагностических целях методики исследования способностей. Этапы исследования: 1. Анализ научной (психологической, педагогической, методической) литературы по проблеме исследования. Анализ программ и учебников данных систем обучения, выбор критериев экспериментального сравнительного исследования. 2. Планирование и организация эксперимента, подбор адекватных методов и методик экспериментального исследования. 3. Проведение диагностических процедур. 4. Обработка и анализ экспериментальных данных. 5. Обобщение и интерпретация полученных экспериментальных данных, формулирование выводов работы.